Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Технология портфолио Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика или педагога в определенный период его обучения. (Пример портфолио) Технология «Портфолио» — это качественно новый подход в педагогике субъектного типа, направленный не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на создание условий для саморазвития учащегося, стимулирование автономной позиции личности, которая проявляется в творческой, исследовательской, проектной деятельности по достижению конкретного результата. Реализация педагогом в практической деятельности технологии «Портфолио» включает в себя следующие компоненты (по В. М. Монахову): 1. педагогические цели (глобальные, этапные, оперативные), 2. методический стиль (элементы - когнитивный, мотивационный, содержательно-операционный индивидуально-творческий, рефлексивно-оценочный, методический опыт), 3. организационные формы (традиционные и инновационные). Использование этой технологии поможет администрации целенаправленно и системно осуществлять мониторинг индивидуального профессионального совершенствования и развития личности каждого педагога, иметь полную информацию о результатах деятельности специалиста, выявлять ценный опыт с целью его распространения среди коллег, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом педагога, координировать коллегиальные усилия по повышению результативности работы учреждения образования. 1. Что такое портфолио? Ø Портфолио (от франц. porter - излагать, формулировать, нести и folio - лист, страница) - досье, собрание достижений; Ø Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста» ; Ø Портфолио педагога – это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения; Ø Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования; Ø Портфолио — это некоторое количество работ, раскрывающих отдельные аспекты деятельности, тем самым, формирующих полную картину; Ø Портфолио - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма и умение решать задачи своей профессиональной деятельности.
2. Для чего и зачем нужно создавать? Ø Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаете наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами. Ø Главная цель технологии «портфолио» – организация рефлексии образовательной деятельности через демонстрацию ее результатов и продуктов, анализ и оценку, проведенные автором. Ø Данная технология позволяет решить задачи: ü Поддерживать высокую мотивацию учащихся; ü Развивать самообразовательные умения – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; ü Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формировать адекватную самооценку; ü Содействовать индивидуализации обучения, определять количественные и качественные достижения. Для чего и зачем нужно создавать портфолио? Цель портфолио - обобщение, анализ и презентация значимых результатов в разных видах деятельности, для построения собственной индивидуальной траектории, обеспечения мониторинга роста и развития. В зависимости от вида портфолио определяется цель его создания. В школе выделяют три типа портфолио (по субъекту создания), в соответствие с которыми определяется значимость:
Как правильно создать технологию «Портфолио»? Для любой технологии и технологии "Портфолио” в том числе характерны наличие и взаимосвязь ведущих компонентов (целевой, содержательный, организационный, экспертно-оценочный), которые и образуют целостную систему. Следовательно, рассматривать ее необходимо комплексно в тесной взаимосвязи с каждым из указанных компонентов. Вместе с тем важно учитывать тип, вид, цель и результат будущего портфолио, поскольку соотношение цели и результата способны констатировать реальную картину в целостной системе оценки качества образования учащегося, педагога, а также всего образовательного учреждения. Сегодня существует достаточно много взглядов и подходов к созданию портфолио как ведущего показателя и главной оценки системы качества образования. В связи с этим для расширения диапазона возможностей эффективного использования технологии "Портфолио” важно дать рекомендации не только по его содержанию, но и по структуре оформления, представлению защиты и др.
Алгоритм работы над портфолио: 1. разработка индивидуальной программы деятельности составителя с конкретными этапами и графиком по ее реализации; 2. Определение варианта его использования по назначению: · инструмент для обсуждения результатов обучения и личностного развития школьников среди одноклассников, родителей, педагогов; · подготовка и обоснование целеполагания будущего профиля, выбранного учащимся; · документ, индивидуальная карта учащегося, в которых отражено его развитие, система отношений и результаты самовыражения; · широкая возможность для выбора темы портфолио учащимся (тематическое портфолио); · показатель собственных изменений, представленных в различных формах рефлексивного анализа; · сравнительная характеристика по установлению связи предыдущих и новых знаний. 3. Определение типологии портфолио: · По целям оно может быть стратегическим и/или тактическим; · Во временном отношении - краткосрочной и долгосрочной; · по ведущим субъектам образования: портфолио ученика, учителя, семьи; · по видам деятельности каждого субъекта: портфолио ученика с конкретной профильной направленностью; портфолио учителя-предметника с конкретной предметной направленностью; портфолио классного руководителя; портфолио педагога дополнительного образования; портфолио педагога-организатора; портфолио социального педагога; портфолио по работе с одаренными детьми и др; · по типам (Селевко Г.К.), в зависимости от целей создания: папка достижений; рефлексивное портфолио; тематическое портфолио; · комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели: проблемно-исследовательское; портфолио-антология; презентация. 4. Выстроить график (циклограмму) работы с портфолио с различными субъектами; 5. Презентация портфолио и оценивание. · Разброс оценивании отдельных компонентов и различных моделей (разделов) портфолио в целом чрезвычайно велик. Используются шкалы от 0 до 2; от 1 до 16 и даже от 0 до 52 баллов. Однако наиболее часто употребляемой можно считать 10-балльную шкалу; · Целесообразно регламентировать систему оценивания материалов портфолио и разработать понятную и чёткую критериальную базу оценивания для всех участников образовательного процесса; · Закрепить балльную оценку за разделом «портфолио документов», стандартизировать разброс баллов, жестко ограничив шкалу (как вариант от 0 до 10 балов или от 0 до 20 баллов); · Портфолио работ, возможно оценивать как количественно, так и качественно, не переводя в баллы. В качестве критериальной основы можно использовать опыт оценки проектной деятельности и творческих работ; | |||||||
Просмотров: 6378 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||